|
Иностранные санкции и товары
Геополитика некоторых зарубежных стран направлена на сдерживание экономического и военного потенциала Российской Федерации. Во времена СССР это выражалось в таких понятиях, как «гонка вооружений» или «состояние холодной войны». Сейчас мир переживает эпоху санкций во всех проявлениях. Не только Россия, но и другие страны столкнулись с санкциями.
Зарубежные санкции – это государственная политика ряда стран, направленная на ограничение оборота товаров, работ и услуг, осуществляемая путем введения режимов запретов и ограничений для национальных компаний, физических лиц, государственных служащих.
Следует заметить, что Российская Федерация за последние годы выработала государственные механизмы реагирования на санкции зарубежных стран, сутью которых является меры государственной национальной политики, направленные на поддержание всех отраслей народного хозяйства, военно-промышленного комплекса, индустрии фармацевтики и здравоохранения, недопустимости нарушения государственных границ Российской Федерации, недопустимости нарушения государственного суверенитета и территориальной целостности субъектов Российской Федерации и России в целом.
Государственные механизмы реагирования на санкции зарубежных стран имеют ряд особенностей.
Адресность, когда механизмы реагирования адресованы на действия конкретной страны, которая ввела санкции в отношении России.
Взаимность, когда наша страна предпринимает меры, направленные на аналогичные ограничения в виде встречных санкций, ограничений в сфере производства, торговли и иных сферах.
Протекционизм, когда Российская Федерация защищает права и законные интересы национальной экономики, отраслей народного хозяйства, медицины, фармации, наукоемких технологий.
Поддержка российского товаропроизводителя, когда режим санкций зарубежных стран открыл для российских промышленников и предпринимателей безграничные возможности развития при существенном снижении уровня предложения и конкуренции на товарных рынках. Сейчас действуют всевозможные программы государственной поддержки и стимулирования крупного, малого и среднего бизнеса.
Поддержка зарубежного товаропроизводителя, когда несмотря на санкции, Россия остается страной открытой для иностранных инвесторов и дружелюбной как в деловом, так и в фактическом планах. Создать бизнес в нашей стране инвесторам очень просто, всевозможные административные и политические барьеры начала 1990-х и 2000-х упрощены, повсеместно внедрены электронные технологии, а государственные, фискальные, правоохранительные органы в своей работе всегда руководствуются защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Политика замещения импорта, когда государственные органы прикладывают все возможные усилия, направленные на поиск вариантов замещения импортных товаров. Не все товары, конечно, удается быстро восполнить или заменить на аналоги, но данный процесс в последние годы показал свою эффективность на всех направлениях.
Разработка собственных товаров, когда санкции зарубежных стран позволили многим отраслям народного хозяйства уйти от навязывания правил конкуренции, в том числе в области завышенных цен на некоторые товары. Так, например, российская фармацевтическая промышленность выпускает лекарственные средства, которые в разы дешевле и качественнее зарубежных аналогов.
Таким образом, современное российское государство после реформ 1990-х, 2000-х годов окрепло, может осуществить квалифицированное реагирование на санкции зарубежных стран, причем бесконфликтно и в рамках юрисдикций международного права и национального права.
Изложенные особенности иностранных санкций накладывают отпечаток на российский и иностранный бизнес, функционирующие на территории нашей страны. Увеличилось количество договоров, подпадающих под санкции, так как предметом таких обязательств выступают товары почти не свободные в гражданском обороте. По этой причине бизнесу затруднительно выбрать верные и точные юридические формулировки договоров международной поставки, не просто закупить товары, которые ранее были свободны при перемещении через таможенную границу. Покупка и продажа стали обременительны и опасны с точки зрения закона, в том числе по причине невозможности построения плана текущих финансовых и торговых рисков.
Отсюда возникают потребности в квалифицированной юридической помощи по преодолению санкционных особенностей делового оборота. Процессы бизнеса за один день остановить в этой ситуации трудно, приходится изменять методы работы и создавать юридические механизмы защиты товаров, работ и услуг на внутреннем и внешнем товарных рынках.
|